Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в невнимательности, рассеянности или лени. Но проблема намного глубже.

Эта проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой целую вереницу непростых последствий.

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха - нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

Дислексия - это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения - ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как видите, путание букв при чтении и письме может привести к довольно серьёзным последствиям. Поэтому крайне важно вовремя заметить проблему и принять меры. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее и проще для ребёнка пройдёт коррекция. Он догонит своих сверстников и сможет нормально усваивать школьную программу.

Симптомы реальной проблемы

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения - дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Причины возникновения нарушения

  1. Речедвигательный - отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой - отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный - определяет нужную букву.
  4. Двигательный - определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов - всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто - он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.
Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения - подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся , при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Обсуждение

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

Здравствуйте, Лариса111!
Очень хочу вашу статью, у меня сын страдает дисграфией, в школе совсем закидали двойками и просвета не видно.

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД "Литера", "ГНОМ И Д" и др.
"Юным умникам и умницам" О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) - тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

Не могу сказать что "разделалась" с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, "подтягивать", тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик... На основе своего опыта(я- просто мама, не специалист, опыт - только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

Чтобы победить дисграфию нужно много времени, много терпения, упражнения на тренировку орфографической зоркости и фонематического слуха.

09.10.2012 11:34:00, Лариса111

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать - это развивает зрительную память.

Извините, не правильно оценила полезность. Ткнула нечаянно в одно яблоко, а хотела 5. Статья полезная, вселяет надежду.

А мы и с логопедом занимались и правила знает от и до, А писать не может. Нам 13 лет, не знаю, что и делать - слезы....

А если уже поздно- и ребенок в третьем классе пропускает слоги- опять идти к логопеду, что делать деткам которые уже школьники? есть общие рекомендации? больше читать?

Комментировать статью "Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками"

Пишет... господи Боже мой! Это не "плохо", это ужас кошмарный! Ошибка на ошибке, причем самые элементарные... Могу ответить как мать ребенка, у которого к середине 2-ого класса "вдруг" появилась жуткая дисграфия. В 1-ом классе ребенок писал очень медленно, буква за...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Это видео перевернет ваши представления о происхождении школьных проблем и катастрофической безграмотности российской молодежи. Родители, коллеги, обязательно досмотрите до конца! Статистика, приведенная в исследовании, такова: Только 30% выпускников 11 класса умеет читать. Под чтением подразумевается способность понимать прочитанное. То есть 70% детей заканчивают школу, не умея осмысливать прочитанный текст. В конце лекции приведен короткий тест. Вы узнаете, как современные школьные методики...

Дислексия есть только в том обществе, где есть письменность. Нет письменности – нет дислексии. Дислексия в широком понимании - это стойкая избирательная неспособность к обучению. Но отечественная логопедия, к сожалению, смотрит на дислексию узко – как на неспособность читать. Все отечественные методики коррекции дислексии исходят из несформированности у ребенка высших психических функций, языковых навыков, фонематического слуха м т.п., пытаются эти функции формировать, и даже иногда...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей ". Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Кто с ЭТИМ сталкивался, знает СКОЛЬКО проблем возникает по всем предметам в школе и КАК их тяжело решить. Проблем целая КУЧА, с ЧЕГО? начинать и КАК?. Эти вопросы меня очень мучили, года 2 назад, когда мой киндер был во 2 классе. Очень медленно читал, списывал слова по 3 ошибки в слове, не выговаривал как минимум 9 согласных букв. Молочные зубы выпали, а постоянные "задержались" на ЦЕЛЫЙ УЧЕБНЫЙ год, т.е. "вылезли аж летом. Если интересна история моей войны с дисграфией загляните в мой...

Умные мысли, чтобы не терялись, решила записывать в ДНЕВНИК. И из заграничных статей по теме "Дисграфия и дислексия" тоже умные мысли туда же (как белка в дупло), может умное что-нибудь подскажут. [ссылка-1]

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Мой сын - апрельский,сейчас в 4-ом классе. Невнимательность, плохая память. В школе его интересуют ТОЛЬКО друзья, уроки (домашка) на каком-то последнем месте, после игр и развлечений с друзьями, компьютером. Боремся с дисграфией (1-2 класс- ЭТО был КОШМАР и УЖАС) сейчас уже легче. Но, в конце 4-го "Гос. итоговая аттестация"по языку, чтению, математике, нужно готовить его и морально и знания, навыки "копить", тренировать, проверять. Работы еще много.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. У логопеда отвечает идеально, но как начнет писать... Ошибки классические для дисграфиков: Напотолке висит льйустра, катонок играет клупком, Вова тарит цветы.

У сына 9 лет подозревают дисграфию. Кто-нибудь сталкивался с этой проблемой? Какие есть упражнения?

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Дисграфия излечима?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Можно научиться с дислексией и дисграфией писать и читать (особыми методами), и даже Пропуск буквы считается ошибкой, зеркальное написание - тоже, по-моему, что ж дочке - двоечницей быть?

В школьных тетрадках по русскому языку можно встретить самые разные орфографические ошибки. Некоторые родители за это своих детей ругают, другие – нанимают репетиторов, есть и те, кто просто не обращает на это внимание. Тем не менее, очень важно разобраться, почему ребенок пишет с ошибками и что делать в этом случае.

Причин тому, что школьник пишет неграмотно, может быть несколько. Самая серьезная из них – это дисграфия, психическое расстройство, вследствие которого человек не способен овладеть письмом. Правда, стоит заметить, что эта проблема не является изолированной, и психологи могут ее распознать. Симптомы дисграфии следующие: во время письма ребенок допускает специфические и повторяющиеся ошибки, которые не связаны с незнанием грамматических правил.

Дисграфию нужно предупреждать в самом раннем возрасте. Если ребенок посещал логопедический детский сад, у него есть проблемы с вниманием и памятью, если ребенок является левшой или у него были травмы головы, это может привести к проблемам в письме.

В том случае, если у ребенка все в порядке с психикой, он хорошо учится по другим предметам, у него нормально развиты мышление и устная речь, причину все же следует искать в чем-то другом.

Поскольку так называемое языковое чутье не возникает само по себе, а формируется при помощи того, что ребенок много читает, грамотность вполне можно развить. Это возможно путем расширения словарного запаса, а также написания различных сочинений, что разовьет логическое мышление и повысит уровень грамотности.

Очень простой совет тем, кто пишет с ошибками – не ленитесь учить правила, чтобы затем применять их на практике. Для отработки правил подойдут словарные диктанты, которые родители сами могут проводить с ребенком, используя учебник. При этом школьник должен объяснить, почему он написал слово именно так, а не иначе.

Если ребенок знает правила и имеет большой словарный запас, но все равно допускает ошибки при письме, дело здесь, скорее всего, в рассеянности и невнимательности. Выход в этом случае один – при выполнении домашнего задания школьник должен проговаривать вслух все, что он пишет. Благодаря этому приему, темп письма замедлится, а школьник сможет сконцентрировать свое внимание на выполнении задания. Через несколько месяцев такого ежедневного диктанта результатом станет грамотное письмо, и родители уже не будут беспокоиться, почему их ребенок пишет с ошибками и что с этим делать.

Несмотря на изобилие подгузников разной ценовой категории, наличие стиральных машинок практически в каждой семье, многие родители с нетерпением ждут, когда малыш начнет ходить на горшок без промахов. Масла в огонь подливают рассказы мам сверстников, которые хвастаются успехами своих детей. Часто можно услышать рассказы, как грудничок перестал делать в возрасте 6 месяцев.

На деле считается нормой, если ребенок писается до 18-24 месяцев. Только после этого возраста он начинает овладевать выделительными процессами. При этом промахи могут наблюдаться еще достаточно долго. Перемерзнув или заигравшись, малыш может сделать мокрое дело в штаны и в 3 года, и в 4, а в некоторых случаях и позже.

Ребенок ночью писается

До определенного возраста выделительная система у детей несовершенна и не поддается контролю. Организм развивается постепенно. Созревает нервная система, совершенствуются двигательные навыки, малыш учится осознанности. Обычно готовность к приучению к горшку приходит в возрасте 1,5-2 года. Все успехи, которые наблюдаются ранее, объясняются простым подлавливанием родителей, но никак не осознанным контролем мочеиспускания.

При этом нельзя забывать, что каждый организм уникален. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, как ни торопи события. Ребенка нужно принимать таким каким он есть, не сравнивать его со сверстниками. В погоне за новыми умениями можно навредить. Раннее приучение к горшку с криками и скандалами приведет к психологической травме и вызовет неприятие у малыша. Но и пускать на самотек это дело не следует. Важно мягко обучать ребенка, показывать, как и куда правильно справлять нужду.

Причины ночного недержания мочи у детей

Существует множество факторов, которые влияют на процесс мочеиспускания, и особенно уязвимы к ним дети. Малейший стресс или болезнь могут привести к утрате новых навыков или вызывать задержку их развития. Среди наиболее распространенных имеют место следующие причины недержания:

  1. Психологические. Если внезапно ребенок начал писаться ночью, то, скорее всего речь идет о стрессе. Его может вызвать смена привычной обстановки (поход в детсад, рождение братика), неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи (развод родителей, конфликты).
  2. Запрет на выражение эмоций. Если ребенка часто ругают за пописы мимо горшка, то он постоянно находится в страхе. Ослабевает контроль над собственным телом, оплошности учащаются, что еще больше усугубляет ситуацию.
  3. Физиологические проблемы. Это могут быть особенности строения мочевыделительной системы (малый объем мочевого пузыря), чрезмерное употребление жидкости, неврологические заболевания или инфекции.

Мнения врачей о причинах недержания мочи у детей

Официальная медицина в лице доктора Е. О. Комаровского, говоря о неконтролируемом мочеиспускании, подразумевает систематические эпизоды (3 раза в месяц и чаще). Разовые случаи считаются нормой даже для 7,8 лет.

Различают 5 основных причин энуреза: физиологическая при недостаточном развитии центральной нервной системы, невротическая при проблемах психологического характера, ситуативная при переполнении мочевого пузыря, инфекционная при болезнях мочевыделительной системы и эпилептическая, вызванная приступами. В первых 4 случаях недержание хорошо поддается лечению.

Что делать, чтобы ребенок перестал писать в постель, как реагировать

Первое, что нужно понять родителям – это то, что малыш не может в полной мере осознать своего поступка. Он не видит проблемы, в том, что он пописал в постель либо куда-то еще. Иногда это даже вызывает некоторый интерес.

Ребенок познает мир разными способами. Задача родителей, объяснять и учить, как делать можно, а как нельзя. При этом очень важно сохранять душевное спокойствие. Не существует ребенка, который понимает все с первого раза. Если вы будете ругать его или наказывать, это вызовет лишь стресс, потому как малыш не понимает, что в его поступке плохого.

Нужно ли одевать подгузник на ночь

На этот счет нет единых рекомендаций. Некоторые родители вовсе не пользуются подгузниками с рождения. Если же взрослые не видят в этих средствах гигиены ничего дурного, и они отлично подходят малышу, то можно практиковать подгузник на ночь до 2-3 летнего возраста.

Если же по каким-то причинам использовать подгузник больше не хочется, можно начать отучать от него. Некоторые дети возрастом старше 1,5 лет перестают писать ночью. Другие могут ходить по-маленькому 3-4 раза. В любом случае нужно будет позаботиться о сохранности постельного белья и матраса и постелить специальную медицинскую клеенку. Время от времени эксцессы происходят с каждым малышом.

Будить ночью на горшок или не стоит

Поначалу родителям придется вставать ночью. Детей, которые сразу терпят до утра, единицы. Особенно часто могут писаться малыши, которые пьют много жидкости перед сном. В этом случае стоит разбудить ребенка через час после засыпания, а затем еще раз через 3-4 часа (время второго пописа индивидуально). Или можно не будить малыша на горшок, но тогда придется вставать уже для того, чтобы сменить мокрую постель и одежду.

Как понять, что развился энурез

Энурез – это заболевание, характеризующееся недержанием мочи, и дети являются основными его носителями (95%). В большинстве случаев он проявляется во время сна (более, чем у 75% носителей), менее распространен во время бодрствования. Причина недержания в каждом случае определяется индивидуально.

Диагноз энурез может быть поставлен не раньше 5 лет.

На развитие энуреза указывает также внезапно начавшееся недержание мочи, например, когда ребенок начал писаться в 4 года, хотя до этого длительное время успешно ходил в туалет.

Что делать, если ребенок 5-6 лет писается ночью

При недержании мочи у ребенка старше 5 лет следует обратиться к участковому педиатру. Дальше педиатр направляет к узким специалистам – урологу, неврологу, психологу. После всех консультаций и комплексного обследования будет выявлена причина, почему ребенок писается, и назначено соответствующее лечение. Терапия энуреза может включать в себя прием лекарственных средств, физпроцедуры, соблюдение диеты. Особое внимание уделяется энурезному будильнику, которые предполагает справление нужды через определенные промежутки времени.

Ночной энурез является наиболее распространенным среди детей. Чтобы с ним справиться, медики советуют родителям прислушаться к следующим рекомендациям:

При этом очень важно не стыдить малыша за оплошности, а наоборот, внушать уверенность в собственных силах. Хвалите его за «сухие» ночи, и постепенно они станут закономерностью.

Лечение народными средствами в домашних условиях

Народные способы лечения детского энуреза разнообразны, и судя по отзывам, в некоторых случаях эффективны. Так, ребенку можно давать по кусочку соленой сельди перед сном, делать внушение, что он крепко заснет, но ровно до момента, когда захочется в туалет. Также предлагается накладывать имбирные компрессы на низ живота (сок с водой 1:3), готовить различные травяные отвары.

Травы, которые можно использовать, если ребенок писается

Для лечения детского энуреза используют боярышник, подорожник, зверобой, золототысячник. Предлагаем ознакомиться с наиболее популярными рецептами:

  1. Столовую ложку листьев подорожника залить стаканом кипятка, через 20 минут процедить. Принимать перед каждым приемом еды по столовой ложке.
  2. Смешать по чайной ложке золототысячника и зверобоя, заварить 200 мл крутого кипятка. Пить вместо чая.
  3. Сухие листья брусники в количестве 4 столовых ложек залить 0,5 л воды, прокипятить на медленном огне 7 минут, еще 40 минут настоять. Процедить и принимать по 200 мл перед приемом пищи трижды в день.

Следует помнить, что курс лечения травами длительный, от 2 недель до нескольких месяцев. Одновременно важно исключить из рациона все мочегонные продукты и питье: зеленый чай, отвар шиповника, арбузы, сельдерей, спаржу и т. д.

Профилактика энуреза у детей

Чтобы избежать развития энуреза у ребенка родителям рекомендуется своевременно отучать малыша от подгузников. Как правило, это время наступает около двух лет. Обучение элементарным правилам гигиены должно происходить спокойно. Очень важно оберегать ребенка от стресса. Если в семье появляется братик и сестричка, старшего малыша необходимо подготовить заблаговременно. К профилактическим мерам энуреза также относится своевременное лечение заболеваний мочевыделительной системы. Если ребенок часто писает, жалуется на боль при мочеиспускании, его нужно показать врачу.

Абсолютно все дети до определенного возраста писаются, это естественно. Также естественным является желание родителей поскорее избавиться от лишней стирки и неприятно пахнущих ковров. Но торопить события в таком щепетильном моменте все же не следует. Если мама и папа будут психовать, кричать, это вызовет у ребенка лишь стресс, который, кстати, часто является причиной настоящего энуреза у детей старшего возраста. Поэтому только внимание, ласка и мягкое направление, и ребенок вскоре научиться контролировать свое тело.

Наталья, г. Ставрополь

Родительское собрание (2 класс)

Дата проведения: 1 четверть

Форма проведения: лекторий для родителей

Родительский лекторий «Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью»

Цель: ознакомление родителей с причинами, связанными с неуспеваемостью учащихся начальных классов

Задачи : 1. Познакомить с терминами «дислексия», «дисграфия»;

2. Познакомить с приемами занятий с детьми.

Вступление

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать? Обратите внимание на их характер.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Основных причин возможных трудностей с письмом и чтением две. Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. Родителям таких деток нужно быть заранее готовыми к тому, что в школе у их малышей могут возникнуть трудности с чтением, письмом или счетом.

Дислексия и дисграфия бывают связаны не только с травмами мозга, но и с врожденными особенностями его строения: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

Что же такое - эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, в нем циркулируют бета-волны мозговой актив! стн и оно отвечает за логическое мышление. Любая аналитическая работа мозга происходит здесь, в том числе - обучение чтению и письму. Нарушения в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

Для правого полушария характерны альфа-волны, оно отвечает за интуицию и творческое мышление, например - за музыкальные способности или общительность человека.

Обоими полушариями командует мозжечок, расположенный сзади, между полушариями мозга и позвоночным столбом. При помощи электроимпульсов различной частоты мозжечок посылает команды большим полушариям.

При дислексии нарушаются основные нейронные связи, передающие информацию между полушариями мозга. Частично это проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать столь непростую проблему. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование. Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты - логопеды.

И еще - детям обязательно нужно приводить положительные примеры. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами. Обязательно расскажите ребенку о них! (Смотреть презентацию).

Многие часто навешивают на учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные. Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.

Познакомьтесь

Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.

Ханс Кристиан Андерсен . Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Ингвар Кампрад : заработано самостоятельно
(плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea»
Состояние: 31 млрд. долларов
Гражданство: Швеция

Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.
Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике.
Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.
Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.
Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии.
Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969).
Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».

Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…

Знаменитые троечники

Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.

Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя. (Памятка для работы всех учителей)

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки , связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д .

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки.

Дисграфия - часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы ; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё - ю;

заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов .

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну

Неправильную. Найти буквы, спрятанные в

различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном

изображении: какие буквы «свалились в кучу»

и спрятались на рисунке.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет . Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Выводы:

1. Прежде всего, не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.

2. Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.