Методика Сесиль Лупан представляет собой всестороннее естественное развитие ребенка с учетом его наклонностей, интересов и индивидуальности с помощью разнообразных средств познания окружающего мира. Взяв за основу методику Глена Домана, актриса упростила ее, добавив больше эмоционального, творческого развития и занимательности.

Методика Сесиль Лупан

Первый год жизни

Период от рождения до года – один из самых значимых в жизни малыша. Методика Сесиль Лупан основана на том, что время, проводимое вместе с ребенком, должно быть насыщено эмоциями и событиями, поэтому уже с самого раннего возраста нужно проводить его с пользой.

Обучение должно быть игрой, которая прекращается до того, как малыш утомится. Лучшими учителями для крохи являются родители, поощряющие его любознательность.

Развиваем слух

В комнате, где находится ребенок, не должно быть ни постоянного шума, ни постоянной тишины: важно знакомить малыша со звуковыми контрастами. Поставленные поочередно ритмичные и медленные мелодии, повышение и понижение голоса при разговоре, демонстрация звуков, издаваемых различными предметами – все это способствует полноценному развитию слуха малыша.

Развиваем зрение

Безопасное детское зеркальце, разноцветные лоскутки ткани, картинки с черно-белыми узорами, карточки с крупными геометрическими фигурами – все это поможет малышу фокусировать взгляд.

Стимулируем осязание

Подбираем разные по фактуре ткани и поочередно вкладываем их в ручку малыша. Также можно сшить тканевые мешочки, наполнив их различным содержимым: крупой, горохом, пуговицами и т.д.

Физическое развитие

Массаж, плавание, динамическая гимнастика и физкультура – залог полноценного интеллектуального развития ребенка.

Следует часто выкладывать кроху на животик, помещая перед ним множество ярких погремушек, качать его на гимнастическом мяче. Стимулируя малыша к ходьбе, нужно ставить рядом с ним стулья для опоры, постепенно отдаляя их друг от друга.

После того, как ребенок научится ходить, Сесиль Лупан рекомендует отказаться от коляски, а гулять только пешком.

Развитие речи

С самого рождения необходимо разговаривать с крохой, следя за правильностью, четкостью и выразительностью собственной речи. Повторение звуков за малышом, проговаривание названий окружающих предметов и процессов позволяет установить диалог и прекрасно стимулирует развитие речи.

Чтение стихов и пение песенок будут способствовать развитию памяти. После двух лет малышу можно показывать коротенькие мультфильмы, комментируя происходящее на экране.

Учимся читать

Малыша до трех лет не стоит учить читать целенаправленно. Занятия должно быть интересными, с использованием красочных материалов, веселых песенок и забавных стишков. Сесиль Лупан предложила вариант карточек с буквами, облегчающих процесс их запоминания, где буква изображается крупно, а рисунок – тонкими красными линиями.

Учимся считать

Данный процесс должен быть наглядным: при любом удобном случае пересчитывайте предметы вместе с малышом, перекладывая их. С трехлетнего возраста ребенок уже в состоянии освоить математические действия, меры объема, длины и времени. Важно, чтобы малыш сперва освоил счет: в этом помогут карточки с изображением цифры и соответствующего количества предметов.

Изучаем иностранный язык

С полутора — двух лет малыша можно начинать знакомить с иностранным языком. Произношение названий предметов, игрушек, процессов, рассматривание словаря с картинками, заучивание коротеньких стишков и песенок – все это будет способствовать запоминанию малышом иностранных слов. Если кроха не хочет повторять, настаивать не стоит – пассивное изучение не менее важно.

Основные плюсы и минусы методики

Как и любая другая, методика Сесиль Лупан имеет как положительные стороны, так и недочеты.

Плюсы методики:

  • одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;
  • наиболее полное развития ребенка через органы чувств;
  • развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Минусы методики:

  • родители довольно много времени должны уделять малышу;
  • необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;
  • не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

Большой популярностью пользуется книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя «. В ней она дает практические рекомендации по развитию детей, рассказывает о себе и своей семье.

Каждая увлеченная мама создает собственную уникальную систему воспитания ребенка, цель которой – гармоничное развитие и . Сесиль Лупан была именно такой мамой и воспитала двух девочек. Ее методика стала известна мировой педагогике благодаря публикации книги «Поверь в свое дитя: практическое руководство», а сама Сесиль ныне живет в Париже и продолжает читать лекции.

В своем научно-популярном труде автор излагает свой взгляд на методическую систему Глена Домана и предлагает, как улучшить ее, переместив вектор на естественный ход развития. Сесиль Лупан положила в основу этой адаптированной системы интерес ребенка и его эмоциональную реакцию на события и явления окружающего мира. Поскольку именно эмоции позволяют детям лучше запоминать информацию и прочнее фиксировать практический опыт.

Из этой статьи вы узнаете

Осознавать счастье материнства

В авторском тексте повсеместно сквозит мысль о том, что рождение ребенка – это чудесно, это высоко и важно. Вокруг этой мысли Лупан удалось сформировать крупное родительское сообщество во Франции, носящее то же имя, что и ее книга, – «Поверь в свое дитя».

Методологическая суть системы Лупан укладывается в несколько предложений. Внимательная мама не должна слепо исполнять требования методики, она должна соизмерять ее с возможностями и интересами своего ребенка, применять только необходимое и делать это без принуждения чада к тем или иным занятиям. Именно понимание желаний малыша должно лежать в основе взаимодействия между ним и мамой.

Принципы Домана

Из методики своего вдохновителя Сесиль Лупан оставила для себя то, что сочла лучшим, - основные принципы построения занятий:

  • Родитель – мама или папа – лучший учитель и воспитатель.
  • Процесс обучения должен основываться на игре, которая не имеет права быть скучной или неинтересной для ребенка.
  • Никаких оценок, проверок, сверки с образцом.
  • Смена видов деятельности, появление новых элементов, динамика занятия помогают поддерживать внимание и развивать любознательность малыша.

Дополнив эти принципы практическими упражнениями, театрализацией и немалой долей интуитивного чувствования ребенка с самого раннего возраста и до школы, Лупан получила собственную систему, которой и обучает молодых родителей по сей день.

Подталкивать интерес ребенка

Методика Сесиль Лупан строится на том, что родитель должен не только присматривать за ребенком и пояснять или направленно обучать. Его задача много шире – провоцировать, мотивировать интерес малыша к изучению предметов и явлений окружающего мира. В обучении нет ни графика, ни конспекта занятий. Только малыш может определить, что его сегодня интересует больше: деревянные овощи на импровизированной грядке или разноцветные бусины для сортировки.

Мало просто дать ребенку информацию о цвете и форме предмета. Важно включить этот предмет в повседневную жизнь, показать, зачем он нужен, как работает или применяется, когда это происходит и насколько предмет безопасен.

Например, возвращаясь к теме овощей, можно продолжить урок на кухне и показать юному исследователю, какой вкусный салат можно сделать из капусты и моркови. Занятие плавно перетечет в обед. Плюс такого подхода – быстрое запоминание: информация сразу же будет проанализирована детским мозгом и принята как полезная и необходимая.

Самостоятельность малыша

Это еще один важный компонент в процессе обучения по методике Лупан. Нет необходимости постоянно сопровождать ребенка. Созревающая детская личность нуждается в пространстве и одиночестве для того, чтобы ранее освоенные уроки укоренились в памяти через игру с самим собой. К тому же в этой игре возникнут новые интересы и вопросы.

Конечно, это не значит, что не нужно следить за безопасностью ребенка. Но вторгаться в его мир и самостоятельные рассуждения точно не стоит. Зато, когда он закончит игру или строительство пирамиды, не лишней будет похвала с поцелуями и объятиями, в которых маленькие дети особенно нуждаются.

Двигательная активность и интеллектуальное развитие

Предсказуемо и то, что движение и учение должны присутствовать в жизни крохи в гармоничном сочетании. Упражнения по счету, азбуке, логике и изобразительному искусству в течение дня и недели могут перемежаться зарядкой, подвижными играми, верховой ездой, плаванием, прогулками в лесу и помощью по дому.

Каждому возрастному этапу, как и в большинстве других методик, у Лупан отводится определенная роль и задачи. Поддерживая естественный персональный интерес ребенка, нужно все же соизмерять уровень подачи информации с интеллектуальными возможностями малыша по возрасту.

Первый год жизни

Кроха только начал свой путь в новом для него мире, и основная цель – показать ему возможности этого мира. Автор предлагает двигаться в четырех направлениях:

  • Формировать положительное самосознание через родительское внимание, объятия, поцелуи, разговоры, прикосновения. Необходимо поощрять успехи и поддерживать в неудачах.
  • Развивать анализаторы (органы чувств): зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Здесь на помощь родителям приходят разнообразные игрушки, прикормы, дидактические материалы, готовые развивающие наборы.

Игрушки тоже растут. Начните с подвесного мобиля в кроватке. Но следите, чтобы игрушки в нем не были слишком пестрыми. Предпочтение – одноцветным простым фигурам: желтое солнышко, красная птичка, зеленое яблоко. Чем проще объект, тем легче восприятию зацепиться за отдельные его свойства. Именно в этом нуждаются детские органы чувств. Когда кроха научится сидеть – играйте на ковре с крупными предметами и музыкальными инструментами.

  • Важно стимулировать двигательную активность и улучшать двигательные навыки. От хватания и удержания до ползания и хождения – все взаимосвязано в процессе формирования психики и тела. Обязательна гимнастика и подвижные игры на любимом ковре. А вот использование манежа – существенный минус, по мнению Лупан. Впрочем, вы можете применять его очень ограниченно - лишь для безопасности малыша. Все, что удалось освоить дома (равновесие, прыжки, шаги), можно и нужно переносить в новые ситуации, например на прогулку.
  • Развитие лингвистической основы. Действительно важно заложить основные речевые функции именно на первом году жизни. В этот период мозг младенца очень восприимчив к артикуляции, интонации, семантике слов. Чем чаще речь обращена к чаду, тем выше вероятность, что он скоро и сам начнет ею пользоваться.

От года до двух

Не следует навязывать малышу свое внимание в этот период, но ощущать поддержку и присутствие взрослых ему необходимо постоянно. Проводя самостоятельное исследование мира, кроха должен быть постоянно в безопасности. Внимательный родитель при этом всегда вовремя вмешается, чтобы объяснить, подсказать или поощрить.

Развитие речи продолжается бурными темпами. И сейчас важно, чтобы речь взрослых была максимально грамотной, эмоционально окрашенной, но не утрированной. То есть не надо переигрывать. Читать стихи, петь детские песенки, разучивать их с малышом – важная рекомендация в методике раннего развития Сесиль Лупан.

Выбирайте простые короткие стишки. Разучивайте их под хлопки или другие динамические действия. Включайте в деятельность не только мозг, но и тело малыша.

Старайтесь не подменять собственный живой голос на аудиосказки или мультипликационную озвучку. Если уж приходится использовать мультфильмы для отвлечения чада, отдавайте предпочтение старым советским мультикам с хорошей музыкой, сценическими голосами и добрым сюжетом.

От двух до пяти

Бег, прыжки и новые способы управления собственным телом – вот то, что необходимо открыть малышу на этом этапе. Занятия спортом, танцами, плавание, походы выходного дня, лазанье по импровизированным или настоящим скалам – все это обязательно понравится и пойдет на пользу. В старшем возрасте привить ребенку любовь к движению и спорту будет гораздо сложнее.

В развитии речи отдайте предпочтение хорошим поэтическим упражнениям: от Бианки и Маршака переходите к Пушкину, Лермонтову, Есенину. Читайте сказки и стихи о природе, учите ребенка понимать образы, метафоры. Неплохо, если четырехлетке показать, насколько выразительной может быть музыка. Начните с «Полета шмеля», к примеру.

Алфавит из книги Сесиль Лупан. Перепробовав немало методик и техник, Лупан пришла к выводу, что изображать гласные буквы нужно красным, а согласные черным цветом, а размер символов на первом этапе их освоения должен быть не менее 2 см. В методике Лупан каждая буква – это история-вопрос в картинке: «Кто укроет Бобика?» - «А-а-а-а!»

Уделяйте время прогулкам всей семьей, общению с домашними животными и социальным играм со сверстниками. Позвольте наблюдать за ребятами постарше, подающими хороший пример того, чему можно научиться уже совсем скоро.

От пяти до семи

Если очень кратко охарактеризовать этот возрастной этап, то дошкольники отличаются началом формирования специальных интересов. Например, одни дети увлечены изучением бабочек, другим нравятся драконы и динозавры. Задача родителей – добавить гармонии в развитие. Интеллектуальные нагрузки нужно уравновесить физическими, а периодам углубленного изучения любимой темы противопоставить общение и творчество.

Будьте проще! Держите баланс между завлекающей интонацией и увлеченным рассказом. Дети в преддошкольном и школьном возрасте лучше воспринимают настоящую увлеченность рассказчика, чем утрированные эмоции. Объясняете ли вы, почему трава зеленая, или читаете сказку, будьте естественны и старайтесь переживать события вместе с малышом.

Довольно часто к пяти годам становится актуальной проблема звукопроизношения. Чистота речи – результат труда над ней. Упражняйтесь в скороговорках и стихах вместе с ребенком. Достоинство семейного чтения еще и в расширении словарного запаса, причем у всех участников. Привлекайте старших детей к играм с младшими, учите их сотрудничать между собой и со старшими членами семьи. Заведите традицию играть в настольную игру всей семьей – это делает детей спокойнее, увереннее в «тылах». Общайтесь с детьми и познавайте мир заново вместе с ними.

Система Сесиль Лупан имеет лишь один видимый недостаток, который одновременно является и ее достоинством: работа с растущим ребенком строится на рекомендациях автора, а не по строгим ее указаниям. У родителя остается пространство для маневра, поле для творчества. Именно это позволяет методике так гибко подстроиться под нужды любого малыша.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Сесиль Лупан, педогог по актерскому мастерству, создала свою собственную систему раннего развития детей, которая основывается на методике Глена Домана. Свою методику она апробировала на своих двух дочерях, а результаты превзошли все ожидания. Сесиль Лупан написала книгу «Поверь в свое дитя», где поделилась советами и дала рекомендации родителям о воспитании детей.

Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности.

Основная мысль методики заключается в том, что родители лучшие педагоги для своего ребенка, и только они знают как правильно развивать свое чадо. Но при этом ребенку не нужны черезмерная забота и опека, а нужен здоровый интерес со стороны родителей.

Основные принципы обучения по методике Сесиль Лупан

1. Составление еженедельного расписания занятий с ребенком. В ходе обучения можно будет корректировать расписание в зависимости от успехов или затруднений в освоение малышом составленной программы.

2. Обучение не цель, а средство гармоничного развития ребенка. Малыш должен играть и общаться с родителями, а развивающие занятия лишь дополнение и не стоит ими злоупотреблять.

3. Подготовтесь к занятию заранее. Вы должны приготовить дидактический материал, прежде чем предложить малышу выполнить какое-то задание, чтобы ребенок не поторял интерес от долгого ожидания.

4. Задания и дидактический материал должны быть интересны ребенку. Если вы видите, что заинтересованность ребенка угасает, то остановите занятие и займитесь чем-то другим, а через какое-то время можно снова предложить малышу позаниматься, не настаивая при этом, чтобы не отбить охоту к обучению.

5. Развивайте творческие способности ребенка. У малыша в ближайшем доступе должны быть карандаши, мелки, краски, пластилин. Создаваите вместе с малышом ваши шедевры.

6. Развивайте познавательную деятельность малыша. Любопытство ребенка всегда должно быть удовлетворено. Постарайтесь ответить на все вопросы, которые задает малыш, даже если вы очень устали, так как для ребенка очень важно разобраться в окружающем его мире, понять что как работает и для чего нужно. Ваша задача стимулировать его любопытство, подтолкнуть ребенка задать вопрос, на который вы можете развернуто ответить. Например: покажите малышу книгу с машинками и спросите у него, знает ли он, почему они могут ездить. Выслушайте его мнение и дополните своим. Да машинка без колес не поедит, но также она не поедит без двигателя, руля и т. д.

7. Учите малыша терпению. Дайте понять ребенку, что с его мнением будут считаться тогда, когда он научится уважать мнение других людей. Например: если в магазине малыш захотел дорогую игрушку, то он должен спросить у мамы, может ли она купить понравившуюся ему игрушку сейчас, а если нет то когда. Нужно объяснить, что он ее обязательно получит на день рождение, так как маме надо накопить на нее деньги.

8. Игра - основной инструмент обучения. Изучение алфавита, счета, цвета, геометрических фигур, животных и т. д. проводить в игровой форме, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игровой форме малыши лучше усваивают обучающий материал, а самое главное дети получают удовольствие от игры.

9. Чувства ребенка всегда на первом месте. В желание максимально развить интеллект не стоит забывать о чувствах малыша. Ребенок, растущий в окружение любящей семьи и имеющий положительные представления о себе, будет быстро развиваться и изучать окружающий мир, а в дальнейшем сможет стать успешным и счастливым человеком.

«И не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», - пишет в своей книге Сесиль Лупан.

После рождения второй дочери Сесиль поняла насколько дети бывают разными, и как важен в обучение и воспитание ребенка индивидуальный подход. Ведь то, что хорошо для одного малыша, может оказаться совершенно неприменимым для другого. Поэтому Сесиль Лупан советует не слепо следовать ее методике, а лишь найти то что подходит вам и вашему малышу.

Сесиль Лупан в своей книге описывает конкретные игры и упражнения по физическому развитию, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, иностранным языкам, истории, географии, плаванию новорожденных по методу Клэр Тиммерманс и верховой езде.

Занятия с ребенком в первый год жизни по методике Сесиль Лупан

Первый год жизни очень важен для малыша, от того как он пройдет зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому главная задача родителей окружить ребенка любовью и заботой.

Процесс воспитания в первый год жизни сосредоточивается на четырех основных задачах:

1. Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения.
Следует проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать (по принципу "плачет, и пусть, ничего с ним не сделается" - это совершенно недопустимо).
Испортить малыша в возрасте одного года еще нельзя, он только начинае понимать как можно манипулировать людьми. Задача родителей научиться чувствовать когда ребенок просто капризничает, а когда он действительно нуждается в помощи.
Ребенка не следует ставить в жесткие рамки, будьте гибкими в вопросах воспитания, позвольте ему самому открывать мир в условиях свободы и доброжелательности.

2. Помочь развивить малышу все пять чувств.

Упражнения для развития зрения:

Состояние высвобожденной двигательной активности. Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.

Гримасы. Лица других людей очень интересуют новорожденного, и чтобы развить его любопытство, сделайте следующие манипуляции, поверните ребенка лицом к себе и строите ему рожицы (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), произнося при этом различные звуки.

Одноцветные предметы. Игрушки ребенка должны быть яркого цвета. Начните знакомить малыша со стандартными цветами: черным, белым, красным, зеленым, желтым и синим. Показывайте игрушки и говорите какого они цвета. Пример: "Давай построем башню из красных кубиков." Посмотри какая красная башня у нас получилась".

Украшение кроватки. Используите игрушки, различные ткани, бумагу и другие безопасные материалы для украшения стенок кроватки, так как малыш часто просыпается и ему будет что рассмотреть и потрогать.

Зеркала. Повесте специальные детские зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них он будет видеть свои движения, и это позволит расширить его кругозор.
Мобиль. Можно купить уже готовый мобиль или изготовить самим (привяжите длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (игрушку, чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы ребенок легко мог их достать. Когда ребенок подрастет замените мобиль гимнастическим набором для кроватки.

"Шахматная доска". Для того чтобы ребенок научился фокусировать свой взгляд сделайте на ватмане или толстом картоне шахматную доску (80 х 60 см), расчерченную на клетки (5 х 5 см) - черные и белые. Выкладывайте эту "Шахматную доску" перед малышом как можно чаще.

Иллюстрированные карточки. Сделайте карточки размером 30 х 30 см. На одних карточках нарисуйте кружки (около 15 см в диаметре, ярких цветов), на других - черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, трапецию, параллелограмм, ромб). Также сделайте карточки, только большего размера, с изображениями животных, знакомых предметов и т.п. Раскладывайте карточки вокруг ребенка и постоянно меняйте их, не должно быть слишком много или слишком мало карточек, примерно около шести.

Играйте с ребенком. Посадите малыша к себе на колени или на подушки (следите за тем, чтобы головка не болталась) и покажите ему 3-6 карточек одного типа. Меняйте их быстро, чтобы ребенку бросались в глаза различия, поскольку именно они заставляют малыша фиксировать взгляд.

Механизм движения зрачка необходимо развивать , чтобы повысить у ребенка остроту зрения. Можно ускорить процесс, заставляя работать диафрагму зрачка: пойдите с ребенком в темную комнату, зажгите и потушите свет несколько раз подряд.

Бытовые сцены. Ребенок должен находиться в гуще семейных событий, малыш должен наблюдать как вы делаете домашнии дела, как общаются между собой все члены семьи.

Упражнения для развития слуха

Приучайте малыша к звуковым контрастам. Напевайте разнообразные мелодии, разговаривайте с разными интонациями, звукоподражайте.

Высокие и низкие звуки. Научите ребенка различать звуки, покажите какие звуки самые высокие, а какие самые низкие. Например, при помощи голоса изобразите высокие и низкие ноты, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в большой колокол; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь, и т.п.

Не следует создовать вокруг ребенка идеальной тишины даже когда он спит, но с другой стороны огородите малыша от постоянного шума.

Прослушивание музыки, песен, сказок с проигрователей на разных языках.

Упражнения для развития осязания и хватания

Тактильные ощущения. Гладьте, массируйте кожу малыша, прикасайтесь различными предметами (перышком, расческой, мячиком с попурышками и т. п.) при этом называйте какую часть тела вы трогаете.

Лоскутное одеяло. Сделайте одеяло из различных кусочков тканей по фактуре и цвету (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.).пусть малыш трогает это одеяльце и получает различные тактильные ощущения.

Яркие рукавички. Для развить хватательного рефлекса нужно сшить или купить яркие, разноцветные рукавички. Надевайте их на ребенка, и он будет концентрировать внимание на своих ручках и понимать, что при помощи их он может что-то взять или захватить.

Развитие хватательного рефлекса. Дайте малышу какой-нибудь предмет, а потом потихоньку отнимайте его из рук. Важно, чтобы ребенок как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней. Затем приучите малыша брать и отдавать предмет.

Упражнения для развития вкуса и обоняния

Для малышей свойственно все новое пробовать на вкус и нюхать, не запрещайте ему делать это. Ваша задача следить за безопасностью предметов, которые он берет в рот и нюхает.

Домашние запахи. Познакомте ребенка с запахами кухни, ванной, балконом и другими комнатами.

Запахи трав. Наполните мешочки из тканиразличными травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, мята, лаванда, базилик и т.п.). Напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что малышу больше нравится запах морских водорослей, чем ванили. Не бойтесь подбирать для таких занятий запахи, которые вам кажутся неприятными.

Расширяйте ассортимент продуктов для малыша. На тарелку положите кусочки различной еды: яблока, банана, булки, масла и т. п. Называйте ту еду которую выберет ребенок.

Предметы для жевания. Дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.

Развитие речи и поэзии по методике Сесиль Лупан

Занимайтесь с ребенком развитием речи с момента рождения. Расскажите малышу обо всем, что он делает, видит, слышит, что происходит или будет происходить, что для чего используется и как называется и т. п. Разговаривайте с ребенком на любые темы, даже если он вас не понимает.

В качестве методического пособия применяйте иллюстрированные карточки для визуального развития речи.

Сочиняйте короткие истории. Придумайте историю о своей руке, которая прячется в варюшке; о своем ухе, которое все слышит; наконец, о самом малыше, который должен кушать кашку, чтобы быть сильным и т. п.

Устное идентифицирование. Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это.

Ваша речь должна быть четкой, правильной и разнообразной. Пользуйтесь синонимами, антонимами и сравнениями.

Повторяйте все звуки, которые произносит ребенок. Надо дать понять малышу, что он сам может разговаривать. Заведите с ребенком диалог: повторяйте все звуки, которые он произносит, и просите его воспроизвести их еще раз. Благодаря этим упражнениям ваш ребенок заговорит намного раньше сверстников.

Если ребенок не выговаривает отдельные звуки, ему нужно объяснить, что он говорит неправильно и показать как правильно должно произноситься. Например, ребенок говорит "лесипед" - попросите его сказать отдельно слог "ве", затем "ло" и только потом "сипед", и, наконец, медленно-медленно - "ве-ло-си-пед". Поощряйте малыша за его успехи.

Благодаря коверканью речи в каждой семье есть такие слова, которыми пользуются только они. Такие слова, заслуживают благодушное отношение и служат для того чтобы посмеяться. Но нельзя допустить чтобы ребенок делал это специально и постоянно, ему следует рассказать как правильно произносится это слово.

Показывайте ребенку развивающие мультики. Повторяйте и объясняйте ему происходящее на экране. Это поможет развить у него восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания.

Читайте как можно больше детям книжек, рассказывайте стихи, тем самым вы будете развивать творческие способности вашего малыша.

Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты, напевайте ребенку с самого рождения: "Баю-баю-баю-бай, спи мой милый засыпай.." и т. п. или сочините свою собственную песенку, и она обязательно понравится вашему малышу.

Учите вместе с малышом стихотворение. Для начала попросите ребенка дополнять ваши фразы. Например: вы: "идет бычек...", а малыш продолжает:"... качается...". А потом предложите ребенку начинать стихотворные фразы первым. Просите, чтобы он начинал фразу, предварительно напомнив ему начало стихотворения, вы повторяете ее, а ребенок затем говорит следующую строчку. Напимер: ребенок: "наша Таня громко плачет...", вы: " ...громко плачет...", ребенок: "...уронила в речку мячек...", вы: " ...в речку мячек..." и т. д.

Когда ребенок научиться рассказывать маленькие стихотворения Сесиль Лупан рекомендует переходить к поэзии. Лучше всего для этого подайдут басни Лафонтена и Крылова.
Водите ребенка в театр, а дома сами ставьте сценки по сказкам или басням.

Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов. В то же время не забывайте о простонародном говоре, он поможет ребенку войти в другую языковую среду. Если малыш с детства будет слышать не только правильную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.
Изготовьте карточки с редкими словами для расширения словарного запаса ребенка и систематически занимайтесь по ним.
Например:
Пчела - жужжит
Осел - ревет
Утка - крякает
Кошка - мяукает
Кузнечик - стрекочет
Петух - кукарекает
и другие звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми.
А также можно сделать карточки по другим темам.

Русский алфавит Сесиль Лупан

Разработанный бельгийкой Сесиль Лупан метод развития и воспитания детей не считается сугубо научной практикой: скорее, это методика разностороннего развития ребенка с ориентиром на индивидуальные особенности и интересы. По большому счету, методика Лупан - это правила воспитания, разработанные заботливой матерью, любящей, но не обожествляющей своих детей (Сесиль является мамой двух дочерей).

История возникновения

Методика Сесиль Лупан отличается душевностью и ненавязчивостью - очевидно, автор прошла каждую ступень самостоятельно, и все аспекты опробовала на практике.

Будучи профессиональной актрисой, мадемуазель Лупан участвовала во многих спектаклях и пользовалась большой популярностью. Выступала Лупан под псевдонимом - Сесиль Бран. В 26-летнем возрасте женщина решила перебраться в США: в этой стране она занялась преподаванием актерского мастерства. Примерно к этому времени относится интерес Лупан к раннему развитию ребенка.

Этот интерес быстро перерос в основное увлечение Сесиль. Сейчас Лупан - мировая знаменитость, эксперт в сфере воспитания детей.

Методика развития ребенка по Лупан включает развитие интеллекта и укрепление психологического здоровья детей. Лупан желала предоставить своим детям инструменты спокойного развития в окружающем мире, познания себя и того, что окружает ребенка. К разработке собственной методики Сесиль пришла через о развитии ребенка. С внедрением суровых правил Домана у нее возникли проблемы, и Лупан решила переработать структуру этой методики.

Сесиль сделала основной акцент на эмоциональной стороне процесса воспитания детей. Разработанная Лупан концепция стала основой ее бестселлера «Поверь в свое дитя». Через некоторое время после выхода книги, автор сообщила об основании одноименного общества во Франции. Сегодня развитие ребенка по Лупан стало популярнейшим явлением во всем мире.

Успех методики Лупан, если сравнивать ее с работой Глена Домана, связан, прежде всего с камерностью. Тогда как Доман наблюдал большое количество чужих детей, не имея возможности глубоко погрузиться во внутренний мир ребенка, Лупан воспитывала лишь двух девочек - своих дочерей.

Доман огромное значение уделял возрасту и исходя из этого расписывал процедуры. Лупан ориентировалась на проявление интереса ребенка к различным явлениям. Методика Сесиль Лупан отличается определенной тонкостью и индивидуальной «заточенностью».

Описание методики

В ходе своих выступлений С. Лупан любит повторять:

«Ребенок - не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь»

Лупан предложила разделять внимание на две основные категории:

  • Внимание-опека.
  • Внимание-интерес.

По ее мнению, ребенку требуется именно интерес. Родительской опеки - постоянного внимания к тому, чтобы малыш не угодил в какую-то неприятную ситуацию - для эффективного развития недостаточно. Ребенок должен находиться с родителями в постоянном контакте, заниматься с воспитателем чем-то интересным, рисовать, читать сказки, лепить. В этом, по мнению Лупан, и должна заключаться методика развития ребенка как личности.

Важно, чтобы ребенок видел искренность интереса взрослого человека к себе. Лупан подчеркивает, что внимание не должно переходить в навязчивость. Занятия должны чередоваться с периодами, когда малыш предоставлен сам себе. Время, посвящаемое воспитанию, должно проходить с максимальной отдачей.

Вот несколько советов по развитию ребенка, которые Сесиль Лупан озвучила в ходе одной из своих лекций:

  • Усилия детей, их успехи должны поощряться.
  • Родителям нужно научиться искренне интересоваться деятельностью детей.
  • Нужно выполнять вместе с ребенком упражнения на развитие всех органов чувств, включая зрение, осязание и слух. Так малыш повысит свои знания о мире.
  • Игра должна быть остановлена вовремя: до того, как она надоест малышу. Новизна - главное «топливо» любознательности.
  • Никогда не следует «проверять» ребенка, нужно верить в него, и всегда давать ему шанс проявить себя.

Методика Лупан, в отличие от научного труда, на который опиралась исследовательница, щадящая, отстраненная, что делает ее весьма привлекательной.

Основные принципы методики

После того, как С. Лупан прекратила следовать домановской методике, она вовсе не отказалась от основных принципов его монументального труда по раннему развитию детей. Женщина заявила, что эти принципы незыблемы:

  1. Лучшими преподавателями для ребенка являются мама и папа.
  2. Процесс обучения и процесс игры должны быть объединены. Игру прекращают до того, как кроха устанет.
  3. Любые проверки ребенка следует исключить.
  4. Жажду познания мира в ребенке поддерживают новизной и сменой занятий.

На основе этих ключевых выводов и строится методика Сесиль Лупан. Большим подспорьем Лупан в ее работе стали ее актерские способности и опыт работы в театре. Родителям, по мнению исследовательницы, необходимо развивать в себе талант актера, который есть в каждом человеке.

На основе литературных источников, Лупан создала систему развития детей начиная с младенчества: система включает игры и упражнения, раскрывающие потенциал малыша, закладывающие в него личностные качества.

По мнению Лупан, развитие ребенка во многом интуитивно, и строгого домановского графика придерживаться не следует. Воспитатель, как приемная станция улавливает сигналы, идущие от маяка, в роли которого выступает малыш. Нужно следить за тем, что интересует детей, расширять и дополнять этот интерес.

Не нужно перегружать детей информацией - следует обучать их ее усваивать и понимать. Если просто сказать ребенку, что данный овощ является морковкой, он получит лишь абстрактное знание. Лупан советует в форме веселой игры рассказать, как морковку выращивают, какие из нее готовят блюда, как морковку кушают зайцы и проч.

Методика Сесиль Лупан основана на ключевом принципе - обучение-игра должна доставлять удовольствие и детям, и родителям: лишь в этом случае малыши будут познавать мир с легкостью и огромным интересом.

Постоянная опека заглушает творческие порывы ребенка, а постоянная помощь родителей - в построении домика из кубиков или в перемещении из кухни в зал - станет для ребенка нарушением его личного пространства.

Стараясь развить интеллект ребенка нельзя забывать о том, что маленький человечек априори жаждет любви. Малышу необходимы ласковые прикосновения и поцелуи.

Дети должны твердо знать - родители их любят, считают самыми прекрасными и умными. В условиях положительного отношения ребенок развивается гораздо быстрее, он открыт всему новому.

Методика Лупан - это тяжелейший родительский труд. Работа эта выполнима лишь при условии, что мама и папа любят свое дитя.

Когда у Сесиль родилась вторая дочь, женщина поняла, что каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Лупан подчеркивает, что слепо следовать советам по воспитанию детей нельзя. Если упражнения не воспринимаются ребенком - от них нужно отказаться. Принуждение - не метод Сесиль Лупан.

В главной книге С. Лупан - «Поверь в свое дитя» - приведено множество дисциплин, повышающих моторику ребенка, его интерес к изображениям, к музыке, к спорту и наукам.

Дисциплины: первый год жизни малыша

Маленький человек получает огромное количество информации, именно в этот отрезок времени начинает формироваться личность. Методика Сесиль Лупан позволяет достичь несколько главных целей:

  1. Малыш обретает позитивный взгляд на себя и свое место в мире. Родители должны всячески демонстрировать ребенку свою любовь, хвалить его, отвлекать от слез забавными играми.
  2. Благодаря применению специальных упражнений, стимулируются 5 основных чувств малыша, участвующих в процессе познания.
  3. Повышение моторики.
  4. Заложение языковых основ.

Упражнения для стимуляции органов чувств (до шести недель)

Зрение

  • Играя с грудничком, мама или папа должны поддерживать его головку: это позволит ребенку спокойно разглядывать окружающий мир.
  • Новорожденные проявляют огромный интерес к изменениям человеческого лица. Гримасы, которые делают родители, веселят и успокаивают малыша. Конечно, гримасы должны быть не страшные.
  • Игрушки малыша должны быть яркими, позитивными.
  • До возраста шести недель ребенок всегда держит головку немного вбок. Ему будет приятно видеть на кроватке какие-то украшения. Когда малыш освоит навык хватания, все предметы можно убрать.
  • Мир ребенка расширят зеркала - их нужно разместить у изголовья его кроватки.
  • Малыш научится фокусировать взгляд, если во время игр на полу положить перед ним бумажную шахматную доску.
  • Зрение малыша улучшает использование карточек с изображением различных геометрических фигур. Раскладываем карточки вокруг ребенка и время от времени их меняем.

Слух

Развитие ребенка и полная тишина несовместимы. Но и сильный постоянный шум должен отсутствовать. Малыша нужно познакомить с различными звуковыми «эффектами» - тихими и мелодичными. При разговоре нужно чередовать интонацию, изображая как высокие, так и низкие звуки. Отличный пример - изображение мамой разговора мышки и медведя. Детишки очень интересуются звуками, которые издает колокольчик, или, например, пакетик с орешками.

Осязание

Малыш должен познавать свойства различных предметов: кусочка бархатной ткани, шелкового платочка, кусочка меха. Ребенку очень нравится дотрагиваться, ощущать предмет ладошкой.

Для развития у малыша хватательного рефлекса, нужно сконцентрировать внимание крохи на его ручках. Это помогут сделать яркие рукавички.

Дав ребенку гладкую палочку, попробуйте легонько отобрать ее у него. Если ребенок заинтересуется игрой, попробуйте провести следующую процедуру. Малыш лежит на спинке в кроватке, помещаем палочку над ним и ждем, пока он вцепится в нее ручонками. Попробуем приподнять его над кроваткой.

Вкус, запахи

Тканевые мешочки с ванилью, лавандой или базиликом помогут научить ребенка распознавать запахи. Даем малышу понюхать мешочек и произносим название растения, которое в нем размещено.

В качестве игрушек лучше использовать вещи - ложку, катушку от ниток, журнал, носочек. Предметы нужно вовремя менять, чтобы ребенок не устал от них.

Развитие двигательной активности

  1. Новорожденный малыш должен обладать просторной кроваткой, в которой он сможет легко поворачиваться.
  2. Днем малыша нужно приучать к лежанию на полу на животике в окружении стимуляторов зрения - тканевых отрезков, игрушек яркого цвета, яркой бумаги. На спину ребенка кладут, когда хотят с ним поиграть и развить у него хватание.
  3. Достаточно опасное упражнение, которое должно проходить под постоянным наблюдением. Ребенка садят на гладкую широкую доску, приподнятую от пола на 20 см. Малыш съезжает вниз.

Гимнастические упражнения для новорожденных малышей (первые 6 недель)

Методика Сесиль Лупан подразумевает выполнение гимнастических упражнений:

  • Скрещиваем ручки ребенка, немножко их тянем.
  • Аналогичное упражнение делается для ножек.
  • Пощекотав животик ребенка, переворачиваем его на спину.
  • Кладем ребенка на плечо и кружимся (осторожно!). Имитируем плавание ребенка в воздухе.
  • Упражнение с резиновым шаром: кладем младенца на шар и двигаем круглую сферу. Внимательно следим, чтобы ребенок не ударился.

Первый-четвертый месяц развития младенца

Манеж - враг подвижности. Желательно его не применять или использовать очень редко. Комната малыша должна быть сформирована таким образом, чтобы он был в безопасности, но имел возможность «гулять», сколько хочет.

Учите ребенка держать равновесие у кроватки. Придерживая кроху, направляем его вдоль твердой планки детской кровати.

Малыш уже пытается встать на четвереньки. Маме или папе нужно помочь ему, поддержав его ножки.

Гимнастические упражнения в возрасте от 1 до 4 месяцев

Делаем те же упражнения, что и на этапе №1, но усложняем их и ускоряем ритм. Однако, форсировать события не следует: развитие ребенка процесс неторопливый и аккуратный. Если поспешить, малыш перепугается и «замкнется».

Период от 4-х месяцев до года

  • В комнату, где находится малыш, помещаем предметы, выполняющие роль опоры для крохи при попытке ходьбы. Предметы размещаем так, чтобы карапуз мог свободно перемещаться между ними.
  • В это время ребенок уже желает самостоятельно ходить по квартире. Помещение должно быть готово к таким переменам. Делаем так, чтобы малыш не достал какой-нибудь опасный предмет.
  • На прогулке побуждаем малыша ходить. Когда ребенок стоит около лавочки, держась за нее ручонками, зовем его: желание побыть в объятиях мамы или папы может побудить кроху преодолеть небольшое расстояние.
  • Под внимательным присмотром поощряем малыша к покорению лестницы.
  • Коробки - отличная вещь для игры. Там можно прятаться, стучать по ним, прятать в них игрушки.
  • На этом периоде развития начинается обучение равновесию. Для этого нужно приобрести специальное гимнастическое бревно для маленьких детей.

Гимнастические упражнения для периода 4 месяца - 1 год

  1. Кладем ребенка себе на плечо и кружимся.
  2. Мама и папа берут кроху за кисти рук и лодыжки и раскачивают.
  3. Кружим ребенка, держа за кисти рук, затем - за ножки.
  4. Подбрасываем и ловим ребенка.

Упражнения для развития у младенца языковых навыков (4 месяца - 1 год)

Методика Сесиль Лупан ориентирована на развитие речи у ребенка. Речевые навыки начинают формироваться до того, как малыш артикулировал первое в своей жизни слово. Первому слову предшествует длинный процесс. Воспитатель может ускорить это событие.

  • Говорим с ребенком, объясняем малышу окружающий мир, рассказываем, кто живет в квартире, какие вокруг малыша происходят события, находятся предметы.

  • Во время массажа малыша, называем каждую часть тела. Например, массажируя ручку, говорим: «рука».
  • Показываем ребенку карточки с различными изображениями, называем, что там нарисовано.
  • Рассказываем крохе истории о себе, окружающих предметах, людях, о самом малыше.
  • Варьируем речь. Используем тонкий голос, грубый, в зависимости от персонажа, которому он принадлежит.
  • Стараемся воспроизводить звуки, издаваемые малышом. Малыш зевнул - мама зевнула. Так кроха поймет, что он общается.
  • Считалочки, песенки, колыбельные - незаменимые помощники.

Минусы методики

Несмотря на очевидные плюсы и даже революционность, методика Сесиль Лупан имеет два серьезных минуса.

  1. В книге «Поверь в свое дитя» значительное место уделено плаванию и нырянию грудничков, что является спорной практикой, которую многие родители не одобряют.
  2. Методика Лупан - индивидуальная, личная, она создала ее, основываясь на опыте развития собственных дочерей. Наилучшим вариантом будет создание индивидуального курса для ребенка на основе разработок Лупан.

Развитие ребенка по Сесиль Лупан - традиционная, домашняя методика, ее рекомендуется использовать для воспитания малыша в кругу семьи.

В следующей статье рассмотрено как .


Убежденная сторонница раннего развития детей, Сесиль Лупан горячо увлеклась и восторженно приняла его основные принципы:

Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;

Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

В домановском Институте ускоренного развития Сесиль Лупан прослушала недельный курс лекций для родителей (некоторые лекции читал сам Доман!) и с воодушевлением принялась за обучение восьмимесячной дочери Гали по усвоенной методике.

Отход от методики Домана

Но не все проходило так гладко, как хотелось бы, и с первых дней Сесиль столкнулась с определенными трудностями. Галя недолго проявляла интерес к изготовленным по всем правилам карточкам с нарисованными точками: «Вдруг Галя начала отбрасывать карточки. Теперь это не безразличие первых занятий, она откровенно швыряет карточки в меня, и я вынуждена убрать их в шкаф. Такой неожиданный душ довольно сильно охладил мой пыл».

Доман передал Сесиль Лупан много нужных и важных идей о раннем развитии, но, к сожалению, не смог ответить на простой вопрос: «Что делать, если малышу «урок» покажется скучным?» В этой ситуации пришлось действовать на свой страх и риск, и мама приняла верное решение — найти подход к своему ребенку, пусть даже для этого придется отступить от выбранной методики.

Видя, что Галя, отвергнув математику, заинтересовалась разглядыванием картинок, Сесиль Лупан решила развивать дочь именно в этом направлении. Помимо детских книжек с иллюстрациями, Сесиль показывала полуторагодовалой Гале репродукции картин известных «взрослых» художников и водила на выставки. Если дочь обращала внимание на какую-то из картин, мама подробнее рассказывала об этой картине и о создавшем его художнике. Возникал живой непосредственный диалог, который не предполагался в системе Домана.

Секрет успешного обучения состоит в том, чтобы развить в ребенке интерес: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Доман предлагал начинать занятия, ориентируясь на определенный возраст (и чем раньше, тем лучше!), Сесиль Лупан – на возникновение интереса.

Для того чтобы развить интеллект, мало формального , попыток «выработать у ребенка определенные условные рефлексы на «культурные» раздражители» — необходимо развить стремление к самостоятельному познанию. Начав изучать с Галей историю, Сесиль Лупан поняла, что знание этого предмета не может ограничиваться заучиванием «фактов», как предлагал Доман. Более важно сформировать ощущение времени: что было сначала и что потом? кто жил в одно и то же время? кто подготовил это событие и что ему предшествовало? Ребенок должен усвоить, что мир не ограничен сегодняшним состоянием, что-то существовало задолго до того, как он появился на свет.

При изучении истории Сесиль Лупан отказалась от использования традиционных «карточек Домана»: историю, считала она, можно преподать и без визуального материала. Сначала были отобраны исторические события, с которыми предполагалось познакомить ребенка. Потом рассказ об этих событиях облекался в легкую и занимательную форму коротких рассказиков или детских считалок. «Считалки пользуются у детей такой любовью, что их можно применять для внедрения в сознание малыша практически любых понятий. В первое время младенец все равно ничего не смыслит, но считалка оказывается столь забавной, что ему хочется запомнить ее», — делится опытом Сесиль Лупан.

Занимаясь с Галей, Сесиль сделала для себя важное открытие: процесс познания мира начинается с развития речи и запоминания незнакомых слов. Например, увидев в книге незнакомое слово «трансцендентный» или «обструкция», человек сначала запоминает его «как есть», потом с помощью словаря пытается понять значение этой «абракадабры». Точно так же действует и ребенок. Услышав считалку «А, О, У, И, Э сидели на трубе…», малыш, еще не знакомый с буквами, воспринимает первую строчку как бессмыслицу. Но считалка так занимательна, что ребенку хочется ее запомнить. Потом его легче будет познакомить с алфавитом, т.к. он помнит, что эти буквы «живут» в его любимой считалке. Таким образом, считалки играют роль «трамплина» при обучении ребенка и развивают его стремление к самостоятельному познанию. И, естественно, с их помощью можно достаточно легко и быстро .

Поверь в свое дитя

И Гленн Доман обучили по своим тысячи детей. Сесиль Лупан – всего двоих. Но интуитивно ей доверяешь больше: этими двоими были ее собственные дочери. Родительский опыт Лупан обобщила в популярной книге «Поверь в свое дитя». Родители, ожидающие очередного «рецепта» воспитания, типа «занятий по Доману» или «обучения по Монтессори», будут разочарованы: книга Сесиль Лупан — скорее сборник практических рекомендаций и советов, чем методика в полном смысле этого слова. Сесиль Лупан не стремится навязать родителям какую-то определенную форму и принцип подачи материала. В ее понимании главное — не методика (к примеру, как научить чадо считать или ), а отношение родителя к своему малышу: «Тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное».